"Дорогие товарищи" Андрея Кончаловского - специальный приз 77-го Венецианского кинофестиваля!

24.09.2020

Фильм Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи" был удостоен специального приза жюри на 77-м Венецианском кинофестивале. "Спасибо, Венеция, за храбрость, за то, что нас подождали", — сказал режиссёр. Драма "Дорогие товарищи" выйдет в прокат в ноябре. Андрей Кончаловский уже был удостоен двух "Серебряных львов" за картины "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" в 2014 году, и "Рай" — в 2016 году. Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» рассказывает о расстреле в июне 1962 года рабочих Новочеркасска, вышедших на демонстрацию со своими требованиями, и всех, кто попадался на пути. Представляли картину в полупустом зале, как того требуют эпидемиологические предписания, сам режиссер (он был в красной маске) и его жена и исполнительница главной роли Юлия Высоцкая. На протяжении нескольких десятилетий мало кто знал, что в Новочеркасске погибли 26 человек, 87 были ранены. Семерых тогда приговорили к смертной казни, больше сотни людей оказались в местах лишения свободы. По сделанным в гуще людской фотографиям арестовывали участников демонстрации. Убитых вывозили из города, хоронили в клеенке в заброшенных могилах на разных кладбищах, иногда по двое-трое, чтобы замести следы. Никакой информации о случившемся не должно проникнуть за пределы города, полная блокада. С очевидцев взяли подписку о неразглашении. Всё это есть в фильме Кончаловского, продюсером которого выступил Алишер Усманов. Только в 1990-х появилась первая информация о трагедии. Сценарий Андрей Кончаловский написал в тандеме с Еленой Киселёвой, с которой вместе они уже работали. Наверное, и замысла бы этого не было, если бы супруга режиссёра, актриса Юлия Высоцкая не родилась в Новочеркасске. Она, как говорит Кончаловский, — настоящая казачка. И ещё одно совпадение: в тот момент, когда Юлия познакомилась с Кончаловским в сочинском лифте на фестивале «Кинотавр», она была актрисой из Минска. Так что события, произошедшие в этих городах, невольно сделали её безальтернативной актрисой. Она работает на пределе сил, максимально точно воплощая замысел Кончаловского. Иностранный зритель некоторых нюансов не уловит, но мы-то хорошо это слышим, как она сбивается с привычной московской речи, начинает мягко, по-южному произносить букву «г». Есть в картине просто уникальные роли. Сергей Эрлиш, а он — не актер, сыграл отца Людмилы, донского казака, извлекающего из сундука казачью форму с наградными крестами, икону Казанской Божьей Матери. В полной амуниции он каждый день сидит на кухне, выпивает и разговаривает с Богом. Эти сцены грандиозные. В эпизодической роли врача Фаины Петровны в закрытой на карантин больнице снялась великолепная актриса Донского театра драмы и комедии Ирина Шатохина. В массовых сценах снимались жители Ростовской области. Это они вышли на улицы во время съемок с портретами Ленина и Сталина, транспарантами. Такое ощущение, что это ожившие фотографии прошлого. Картина чёрно-белая. Мы видим квадрат экрана, ничего общего не имеющий с современным. Снимал «Дорогих товарищей!» оператор Андрей Найдёнов. Жюри нынешнего фестиваля как никогда сильное, а возглавляла его американская актриса Кейт Бланшетт. Оно и оценило работу режиссёра Кончаловского и актрисы Высоцкой, героиня которой в финале произносит вполне чеховские слова: «Мы станем лучше». После просмотра фильма в фестивальном зале звучала долгая овация...

На 77-м Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма «Китобой» Филиппа Юрьева, снятого в копродукции России, Бельгии и Польши. Режиссёр-дебютант работал над ним около восьми лет, а снимать отправился на Чукотку. Эротические сны труднодоступного региона России поразили Венецию. В «Китобое» снимались жители Чукотки, главным образом села Лорино. Исполнителя главной роли Владимира Онохова режиссёр нашёл в реабилитационном центре, и это находка. Идеальный герой — никакого актерского надрыва, играет как дышит. Подобно своему Алёшке он тоже общался с девушкой в Интернете, считал, что встретил настоящую любовь. Роль далекой звезды из Сети сыграла Кристина Асмус. Филипп Юрьев снял нежную и драматичную картину с большой любовью к людям. Некоторые сцены так прекрасны, что вспоминаются шедевры мирового кино. Танцы в чукотском клубе в сопровождении ансамбля навевают воспоминания о духе финского классика Аки Каурисмяки.

Ещё одно событие, имеющее к нам отношение, — презентация незавершённого документального проекта «Олег» о советском актере Олеге Видове на вечере в честь Кейт Бланшетт. Фильм снимался на основе незаконченной автобиографии Олега Видова, мечтавшего рассказать правду о своей бурной жизни. Авторам фильма удалось встретиться с югославской женой Видова — Верикой, актрисой Миленой Дравич, снимавшейся с ним в «Битве на Неретве», писателем Леонидом Бердичевским. Все они вскоре умерли. Музыку к фильму написал сын легендарного итальянского сценариста Тонино Гуэрры — Андреа Гуэрра. Вскоре картина будет закончена.

Все права защищены. 2015-2020 © «Итальянское радио»