"Грех" Андрея Кончаловского на Римском кинофестивале.

19.11.2019

Специальный показ российско-итальянского фильма "Грех" режиссёра Андрея Кончаловского прошёл 27 октября перед церемонией закрытия XIV Римского кинофестиваля. На красную ковровую дорожку вышли сам режиссёр с супругой, актрисой Юлией Высоцкой, актёр Альберто Тестоне, который исполнил в фильме роль Микеланджело, и другие итальянские артисты, сыгравшие в картине. Также на дорожке появились брат режиссёра, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, дипломат, бывший министр культуры РФ Александр Авдеев и другие гости и участники кинофестиваля. "Это символично - показать картину в городе, где Микеланджело жил и страдал", - сказал Кончаловский. Михалков рассказал, что приехал "поздравить и поддержать брата". "Я видел новый фильм Андрона. Это серьёзная, большая картина, очень новая для Андрона работа с художественной точки зрения. Думаю, он выходит на новую для себя дорогу". Впрочем, сама картина Кончаловского ещё до премьеры прославилась на весь мир. Летом 2019 года во время визита в Ватикан Владимир Путин подарил диск Папе Римскому. За 10 фестивальных дней на Празднике кино — это официальное название Римского кинофестиваля — здесь прошли Джон Траволта, Джон Туртурро, Виола Дэвис, Фанни Ардан, Бенисио Дель Торо. Фильм Андрея Кончаловского «Грех» (который создавался при участии Первого канала и предпринимателя Алишера Усманова) завершает этот киномарафон. Совместное российско-итальянское производство в отечественном кинематографе не случалось уже давно. Восемь лет Кончаловский изучал архивы, работал над сценарием, выбирал натуру. Например, то, что в фильме представлено Флоренцией, снималось в пяти разных городах. Сикстинскую капеллу пришлось воссоздавать в студии. А вот каменоломни подлинные. Равно как и еда, которую герои едят в фильме. Приготовлена по рецептам 500-летней давности. «Треску все время ели соленую. Кстати, очень вкусная треска, советую», — говорит кинорежиссёр. На поиск исполнителя главной роли ушло полгода. Сходство Альберто Тестоне с Микеланджело ошеломляющее, что можно увидеть, сравнив с прижизненным портретом художника кисти Даниэле Да Вольтерра. «Я был самым последним на пробах. Они шесть месяцев искали. И вот я сижу, жду своей очереди — всех других Микеланджело пропустили вперед — и чувствую, что все на меня как-то реагируют странно. А потом меня одели, приклеили бороду, волосы покрасили, и я сам увидел в зеркале Микеланджело», — рассказал исполнитель роли Микеланджело Альберто Тестоне. Тестоне — непрофессиональный актер. Как и большинство играющих в фильме. Кончаловский часто в своих картинах снимает людей из народа. Здесь на роли каменотёсов он взял настоящих рабочих из Каррарских каменоломен. «В Италии снято множество фильмов об этом художнике, но это первая картина, в которой так жёстко и реалистично представлено время. Никакого исторического гламура. И Микеланджело представлен живым человеком, отличная работа», — отмечает журналист Франческо Галло. «Итальянцы те времена идеализируют, а здесь Возрождение жестокое, злое и дурно пахнет. Мне очень понравилось», — говорит журналист Валерио Каппелли. Ничто не свято на святом престоле, и язвы на ногах нового папы как язвы всей Италии, в которой жажда власти и денег сильнее человечности и любви. «Три часа я сидел на гриме для этой сцены. Вставали на рассвете. И потом было зверски холодно. Но все равно это было счастье участвовать в этом проекте», — делится исполнитель роли папы Римского Симон Тоффанин. В этом фильме работы Микеланджело в кадре всего несколько секунд. Не о них кино, а о человеке и его несовершенстве на фоне идеального, которое он способен создать. Сцена с мраморной глыбой, которую, надрываясь, сдвигают с места каменотёсы, напоминает эпизод в «Андрее Рублеве» Тарковского, в котором монахи тащили колокол. Сценарий для той ленты писал Андрей Кончаловский. Полвека спустя он снова вернулся к теме «художник и время». Можно ли творить, будучи несвободным? Каких мучений стоит гениальность? И что рождает шедевры, если автор грешен и слаб? Но даже недруги готовы признать: то, что выходит из-под его кисти, пера или резца, будет жить века.

РИМ, 27 октября. / ТАСС.

Все права защищены. 2015-2019 © «Итальянское радио»